eng

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Библиотека

отчет

Чемодан идей от «Калинки»

31 Января 2020

На территории детского сада «Калинка» за несколько лет удалось создать, по сути, из пустыря настоящее царство-государство, где и летом, и зимой ярко, красиво, стильно. За блестящей «обёрткой» - столь же достойная начинка. Родители, которые с пелёнок заботятся о всестороннем, опережающем развитии детворы, со временем начинают понимать, что попали куда надо. Годы взаимодействия с детсадом лихо закручивают событиями не только детей, но и семьи, которые подвигают расти, развиваться, становиться лучше.

Как это так ловко получается у коллектива, что нового в продвинутой «Калинке» - об этом разговор с заведующей Татьяной Петровной ИВАШКЕВИЧ.

- Поворотным моментом и в истории детсада, и в моей лично стало знакомство с представителями автономной некоммерческой организации «Новые технологии развития» (НТР) и Фонда «СУЭК – РЕГИОНАМ», которые занимаются продвижением социальных программ на территориях присутствия СУЭК. В частности, повезло быть одной из первых выпускниц ежегодной Школы социального предпринимательства.

Ловцы идей

Практически «с первых нот» поняла, что вся эта затея – нет, не пустое! Всякий раз были новые современные знания, мозговые штурмы по-взрослому, обсуждение тем до самых косточек. В итоге и я, и коллеги из Черногорска, других регионов присутствия СУЭК разъезжались с переполненными чемоданами идей.

После возвращения в родные пенаты идеи озвучивались в коллективе, обсуждались, обрастали «мышцами» и начинали жить в виде проектов, фестивалей, конкурсов, форумов, направлений развития. Одним словом, в виде всего того, что делает жизнь детсада настоящей, отвечающей современным запросам родителей, общества.

- НТР, Фонд «СУЭК – РЕГИОНАМ» имеют цель создать максимально комфортную среду в городах и сёлах, где живут горняки предприятий СУЭК. В отношении Черногорска задачка не из лёгких – у нас ведь моногород, со всеми вытекающими, народ в большинстве своём небогатый, людям живётся непросто. А вы – с идеями, с предложениями платных услуг.

- Заковыристая задача, не спорю. Но решаемая. Один из проектов, в котором довелось участвовать, как раз был посвящён развитию моногородов. При этом на учебных сессиях присутствовали не только работники сферы образования, а ещё и представители администраций, в том числе – Черногорска. На одной из последних сессий это была главный специалист по работе с молодёжью комитета по культуре, молодежи и спорту администрации города Наталья Толкачёва. Так что мы учились «спасать мир» не поодиночке, а командами. Рассматривали и образовательные, и спортивные, и молодёжные проекты, причём в том числе те, что уже стартовали: строительство спортивного зала «Уголёк», сквера, что рядом с новым-старым спортивным объектом, и многое, многое ещё.

Целью было разработать стратегические направления, чтобы действовать совместно с СУЭК, привлекая при этом общественность: ТОСы, активных жителей, которых в городе достаточно много, волонтёров. Всё для того, чтобы идти одной дорогой, чтобы воспитать правильное поколение.

Ценно, что мы обменивались опытом с другими регионами: было интересно, как, к примеру, большой город Хабаровск и маленький населённый пункт Шарыпово решают свои проблемы.

Снова подсмотрели массу свежих идей, которые можно воплощать не только в рамках образовательных, спортивных учреждений. Их можно использовать и в городе, эти идеи мы будем продвигать.

Нам подробно рассказали, как организовать некоммерческие организации. При этом в качестве образовательного учреждения зарегистрировать НКО не можем, а в качестве сопровождающего – вполне. И мы вместе с родителями приняли решение, что у нас это будет совет отцов.

Папы могут!

- Чем продиктован такой выбор?

- Тем, что мы не раз на практике убеждались: что папы наших ребятишек – реальная сила. Они и вопросы по поводу автостоянок возле детсада решат, и с благоустройством территории подскажут, помогут. Да, средств не хватает. Но дети должны расти в хороших, комфортных условиях, гулять не на убогих площадках, а на ярких, красочных, зелёных, сказочных. Решение проблемы – в наших руках.

Ежегодно проводим акцию «Калинка – территория детства». Родители вместе с членами коллектива детсада выходят и благоустраивают территорию. Решают, что нужно изменить или отремонтировать, покрасить на участках для прогулок.

Как их к этому подвигаем? Когда родители видят, что все сотрудники, включая руководство, в выходной день, с песнями, с походными обедами, флешмобами, выходят и, скажем так, меняют мир вокруг себя к лучшему, им не хочется отставать. Нынче в одной из групп сделали метеоплощадку, кто-то добавил кустарников, деревьев, другие отремонтировали, покрасили качели-карусели.

- Другой аспект полезности НКО – возможность привлекать дополнительное финансирование, вас это тоже наверняка зацепило.

- Конечно! Есть вещи, которые своими руками не сделаешь. Необходимо приобретать оборудование, открывать новые студии или наполнять современным содержимым те, что уже есть. При этом вложения для учреждения окупятся, поскольку используются в том числе для оказания платных услуг.

Предшкола – школы враг?

- Вы участвовали и в проекте, в котором разрабатывалась тема преемственности от детсада к школе. Сколько себя помню, столько и обсуждается данная проблема. К примеру, в крепком детском саду могут так подготовить к старту в школе, что ребятам за партами становится скучно. Дальше аналогичную ситуацию наблюдаем при переходе из начальной школы в среднюю. Неужели так сложно разрешить противоречия, избежать «провалов», добиться плавного, правильного перехода от одной ступени развития к другой?

- Основная масса наших детей идёт в гимназию и в школу №20. Мы третий год довольно плотно работаем с учителями, завучами и психологами, проводим совместные собрания для родителей.

Раньше от коллег слышали: «Вы детей не научили, детсад плохой!» Стараемся ситуацию менять, участвуем в межрегиональных проектах «Наш новый детский сад», «Новые образовательные технологии: школа впереди перемен».

Конечно, хорошо взять готового, читающего и пишущего выпускника детсада, но наша задача по ФГОС - развить физические способности, психическую устойчивость, креактивность, активность ребёнка, чтобы он пришёл в школу с радостью, открытый для знаний. Дальше – дело рук учителей. А на деле нередко происходит так: родители отдают будущих первоклассников в «предшколу», в так называемые нулевые классы… и тем самым отбивают у детей желание учиться. Это моя точка зрения, но судите сами: ребята готовятся к школе по субботам, сидят несколько уроков…

Почему нельзя на первых этапах изменить подход к первоклассникам, с тем, чтобы давать им больше пауз, затевать игры на переменах и плавно перейти от простого к сложному?

Три плюс три

- В начальной школе что-то надо менять?

- Думаю, да. У нас проекты, дополнительные занятия, фейерверк событий. А в некоторых школах - тишина. Это тоже проблема преемственности.

Неплохая была у нас практика, когда к переходу в статус первоклассников готовила детей учитель школы на занятиях дополнительного кружка, и она же забирала их в первый класс. В этом году у нас по такому же принципу работают уже четверо учителей начальных классов. Кроме того, учителя ведут у наших ребят занятия по английскому языку, есть курс «Успешный ребёнок».

Теперь педагоги понимают нас лучше. Помимо всего прочего, они налаживают контакты и с родителями, в школе продолжают с ними тесно сотрудничать, а не просто мимоходом встречаться.

Другая форма сближения детских садов и школ – совместные дела, праздники и т.п.

На одной из сессий нам продемонстрировали несколько технологий по названной теме, было много нового, интересного. У нас, в частности, родилась идея провести фестиваль для трёх детских садов и трёх школ под названием «Исследователь «Пять плюс» - для старших дошколят и начального звена школьников. Будем участвовать мы, детские сады «Ёлочка», «Лукоморье». Кроме того, три школы - гимназия, школы №№4,7.

Фестиваль будет направлен на развитие исследовательских способностей детей, он пройдёт на базе гимназии, в его организации примут участие и старшеклассники.

Гимназию выбрали, поскольку на сегодняшний день она, пожалуй, лучше других обеспечена комплектующими для занятий робототехникой (получали гранты), здесь развивают детей всесторонне. Будем пробовать и в наших детях формировать потребность в исследовательской деятельности (начиная с элементарных форм). У нас в детсаду уже есть кружок робототехники, действуем в унисон со школами. Ученики будут демонстрировать свои достижения в этом направлении, мы - свои. Всё это сделаем празднично, красиво.

Надеемся, проекты НТР будут продолжаться, в том числе – проект по преемственности, причём упор предполагается сделать на цифровые технологии, что весьма актуально.

Лёд тронулся

- О цифровых технологиях, технических средствах обучения. Это и вправду необходимо в детском саду?

- Мы идём в ногу со временем, у нас много современных технических средств обучения, которые используем, понятное дело, разумно, дозированно. Мы, пожалуй, единственные из детсадов города, где есть компьютерный класс. Второй год используем оборудование для изучения робототехники, для проведения занятий в исследовательском кружке. К слову, лаборатория для исследований была получена благодаря гранту НТР. Детям очень нравится.

Могу сказать, что в целом по преемственности, по совместной работе дошкольных и школьных организаций лёд тронулся, есть явные успехи.

Благодаря участию в прошлогоднем проекте по СТИМ-технологиям в городе объединены по округам школы, детсады, они теперь в постоянном режиме работают над совместными идеями.

- СТИМ-технологии – это?

- Интеграция различных наук, изучение какого-либо предмета разносторонне, чтобы у детей развивалось критическое мышление. К примеру, взгляните на бутылку с водой. Что можно изучить с детьми, имея в руках лишь этот нехитрый предмет? Многое. Дизайн. Почему он именно такой? Почему расфасовка 0,5? Почему пробка выполнена так, а не иначе, как она закручивается (изучаем механизмы). Можно рассмотреть этикетку. На ней – штрих-код (что это такое, какие бывают), состав воды – это химия. Где добыли – географические знания. Кроме того, можно отработать знание цифр, размеров, геометрии, букв (шрифтов). То есть поле деятельности безграничное. Цель – заставить мыслить, фантазировать. В результате знания закрепляются прочно, ребята привыкают искать ответы на вопросы «почему», «зачем».

Не только в свои учреждения привносим идеи, новшества, но и Городское управление образованием подвигает делиться опытом с коллегами из других детсадов, школ. В течение года мы проводили семинары по СТИМ-технологиям, по итогам которых появились новые проекты по взаимодействию детсадов и школ. Разнообразные, очень интересные – по шахматам, часам. Мы делали по мостам. То есть объект, как та бутылка с водой, рассматривается с разных сторон, чтобы у ребёнка не только формальные знания закреплялись, а ещё и визуальные, и они были поданы, к примеру, со стороны арт-науки, инжиниринга, математики, архитектуры и т.д.

Псков – Черногорск: марафон продолжается

- А всё ради чего?

- В том числе для того, чтобы учителя школ говорили, что наши дети другие, что они быстро усваивают материал, дисциплинированы. Мы и сами понимаем это, однако не позволяем себе расслабляться. Снова провели марафон семейной предприимчивости – он продолжался в течение года, участвовали 19 семей. Благодаря таким событиям ищем точки соприкосновения воспитателей, родителей, детей, открываем что-то новое.

К примеру, в рамках марафона попросили родителей ответить, каким они видят образ идеального педагога. И получили весьма любопытные ответы, которые стоит проанализировать.

С другой стороны, я всегда родителям говорю, что если вы хотите воспитать активного человека, который будет успешен в заданных условиях, сами должны быть примером, активными, уметь выходить из разных ситуаций. Марафон позволяет показать себя, семью, детей с лучшей стороны.

Родители – представители разных профессий, разного достатка. Марафон их объединяет. Они генерируют смелые идеи, знают, что педагоги, другие семьи их поддержат. Смысл в этом!

И конечно, это, опять же, объединение семей и коллектива детсада. Надо презентацию – секретарь в помощь. Нужна фонограмма – поможет музыкальный работник.

Было интересное задание – разработать и презентовать блюдо для полдника или ужина, чтобы самое-самое из предложенного мы ввели в детское меню. Естественно, из разрешённых продуктов. К слову, не все знали, что не просто так завтраки-обеды для детворы готовятся, а всё регулируется нормативными документами.

Несколько интересных, красиво оформленных блюд, которые, на наш взгляд, придутся по вкусу детям, решили ввести в меню, разработать технологические карты по их приготовлению.

Родители группы «Гномики» представили рецепт картофельной зразы с начинкой из сыра с морковным салатом. Лучи из натёртой моркови расходились по тарелке в виде солнца.

Чтобы наградить родителей, которые в течение года всё бросали и делали наши задания, корпели над стенгазетами, поделками, мы привлекли социальных партнёров – тех из родителей, кто не участвовал в марафоне (опять одна из форм общности детсада и родителей). Получили сертификаты на услуги, от себя наградили ребят сертификатами на бесплатное посещение платных студий и кружков.

Идею этого мероприятия начали реализовывать года четыре назад, подхватили её у коллег из Псковской гимназии, с представителями которой общаемся благодаря проектам СУЭК.

- Впереди – планов громадьё?

- И не иначе.

- Будем надеяться, что всё только начинается.


Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора и из архива детсада

«Черногорский рабочий» № 5 от 28 января 2020г.
Ссылка: http://www.черногорскийрабочий.рф/node/19315

Возврат к списку