eng

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Библиотека

отчет

Международная стажировка «Изучение зарубежного опыта разработки образовательных программ гуманитарного профиля, освоение новых методик преподавания и особенностей учебно-методической работы»

13 Июня 2016

29 мая – 5 июня 2016 года АНО «Новые технологии развития» провела на базе Университета Хельсинки, Финляндия Международную стажировку для представителей школ гуманитарного профиля Дальневосточного федерального университета «Изучение зарубежного опыта разработки образовательных программ гуманитарного профиля, освоение новых методик преподавания и особенностей учебно-методической работы».

Сегодня Финляндия с ее новаторской образовательной системой вышла на первое место, опыт Финляндии в сфере развития образования привлекает пристальное внимание мировой образовательной общественности. Организация управления университетами, организация учебного процесса, подходы к организации работы со студентами в учебное и внеучебное время, работа с преподавателями являются модельными для многих стран. Свою систему образования финны начали реформировать 40 лет назад. Высшее образование в Финляндии бесплатное и для граждан страны и для иностранцев, много англоязычных программ, особенно магистерских. Студенты свободны в выборе расписания и графика сдачи экзаменов, сами решают, какие курсы им выбрать, за исключением некоторых обязательных предметов. Во время лекций преподаватели максимально используют интерактив, скучным, монотонным лекциям здесь не место.

Опыт университета Хельсинки, на базе которого прошла стажировка, является ярким примером эффективного реформирования системы высшего образования для достижения высоких результатов. Университет Хельсинки - крупнейший и старейший в Финляндии, входит в сотню лучших университетов мира. Основанный в городе Турку в 1640 году как Королевская академия в Турку, в наше время (по версии 2015г.) университет занимает 76 место по версии Times Higher Education, 96 место в рейтинге QS World University Rankings и 76 место в шанхайском рейтинге ARWU. По Северным странам Университет Хельсинки пятый, по всей Европе – двадцатый. В университете обучается около 38 000 студентов (в том числе 5500 аспирантов). При этом в Университете Хельсинки постоянно ведется высоко профессиональная работа по анализу собственного и мирового опыта, а также по совершенствованию всех аспектов деятельности университета.

Делегация ДВФУ познакомились с максимально широкой палитрой достижений реформы, наиболее актуальных концепций, которые позволяют кардинально улучшить качество преподавания и повысить учебные результаты студентов. Также представители высокого научного и управленческого уровня из Гуманитарной школы, Школы педагогики, Школы региональных и международных исследований «Восточный Институт», Школы экономики и менеджмента смогли на практике освоить наиболее эффективные приемы и методы организации такой работы на уровне управления вузом, факультетом, кафедрой и на уровне работы со студентами.

Участникам стажировки были представлены концепция конструктивного согласования всех уровней и аспектов образовательной и даже управленческой деятельности в Университете Хельсинки, реформа «Большое колесо», в рамках которой идет системное развитие Университета Хельсинки с учетом самых современных вызовов времени, работой Академии преподавателей, подходы поддержки интернационализации и методы использования родного языка и языка межнационального общения в работе с международными студентами с различными культурными бэграундами, подходы collaborative и cooperative learning, использование интерактивных обучающих методов в процессе преподавания. Представители гуманитарных школ ДВФУ получили целостное представление о том, как отразить компетентностное образование в планировании и разработке учебного плана, как оценивать учебный опыт студентов через анализ ими собственной учебной окружающей среды, как использовать принципов и методов концепции «HowULearn», что позволяет студентам осваивать научное знание с активным использованием информации и опыта реальной жизни. Были представлены уникальные возможности интерактивной среды обучения, влючающей виртуальную платформу для обучения, самообучения и общения.

На всех этапах прохождения стажировки участники имели возможность обсуждать с финскими коллегами то, как в Дальневосточном федеральном Университете развивается качество преподавания и обучения, идет реализация проектов развития и педагогическая подготовка преподавателей и нашли множество точек пересечения интересов и возможностей применения финского опыта. Были налажены контакты между возможными партнерами и обсуждены перспективы развития сотрудничества между Университетом Хельсинки и Дальневосточным федеральным университетом.

По итогам участники высоко оценили результаты стажировки и высказали ряд практических замечаний по использованию представленного опыта, как например:

Волошина М.А., Начальник учебно-методического управления Школы гуманитарных наук: «Важно, что все изменения заранее продумываются, обсуждаются, в том числе и со студентами. И на их реализацию отводится достаточное количество времени. То, что авторы курсов и программ в минимальной степени скованы требованиями госстандартов, дает им возможность построить работу максимально эффективно и оперативно менять содержание курсов».

Алленова Н.А., Начальник учебно-методического управления Школы «Восточный институт» как наиболее полезные идеи и подходы назвала: «Создание программы адаптации первокурсников; Академию преподавателей; Методы активного обучения; Инновационные технологии; Коллегиальное принятие решений; Научный подход в педагогике. Стажировка была хорошо спланирована и организована. Появилось много идей в плане повышения качества образования, и дальнейшего развития высшего образования».

Бубновская О.В., Заместитель директора по стратегическому развитию Школы гуманитарных наук и Руководитель делегации ДВФУ, отметила более 14 полезных для нее тем, раскрытых в ходе стажировки, от организации студенто-ориентированного обучения до учета результатов исследователей в стратегическом развитии университета. Она также отметила, что уже есть согласие ряда экспертов приехать в ДВФУ. В перспективе – не только возможность «наладить контакты, но и заключить договор о сотрудничестве вузов.»

Комплекс мероприятий по повышению качества управленческой команды и научно-педагогического коллектива ДВФУ реализуется в рамках Программы повышения конкурентоспособности по Проекту 5-100. Ключевым результатом национального проекта должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.

Возврат к списку